Posted on

Резьба по дереву

Один из наиболее распространённых видов декоративно-прикладного искусства (художественной обработки дерева), применяемый для украшения предметов быта, отделки зданий, создания скульптурных изображений.

Различают резьбу прорезную (сквозную), выемчатую (углублённую), рельефную, контурную, накладную и объёмную (скульптурную).

Прорезная (сквозная) резьба — это резьба с полным удалением фона; при аккуратном и чистом исполнении она придаёт изделию ажурность и лёгкость. Наиболее распространена пропильная резьба, выполняемая при помощи ножовки с узким полотном или лобзиком. Выпиливать узоры и орнаменты во много раз легче и быстрее, чем вырезать их на заготовке. Вместе с тем, прорези в фоне могут быть также и при контурной, рельефной или выемчатой резьбе. Прорезной резьбой украшают фронтоны деревянных домов, карнизы, наличники и пр.

Выемчатая (углублённая) резьба имеет разновидности; плоскоуглублённая резьба, при которой фигура (орнамент) углубляется в толщу заготовки незначительно (в крупных деталях может быть до 10 мм), а фон остаётся нетронутым, плоским; углублённая резьба, при которой фигура (орнамент) остаётся на первоначальном уровне, а фон, т.е. древесина вокруг орнамента, углубляется. Вырезая в толще заготовки трёх- и четырёхгранные пирамиды, миндалевидные углубления, различные скобки, линии и т.п., создают сложные орнаменты и композиции.

Рельефная резьба является одним из наиболее распространённых и выразительных видов резьбы по дереву. Она может быть высокорельефной и плоскорельефной. При высокорельефной резьбе фигура (узор) выступает над уровнем фона на половину своей толщины (барельеф) или даже несколько больше (горельеф). Это позволяет создавать многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения. При плоскорельефной резьбе фигура выступает над фоном незначительно, рельеф обычно носит силуэтный характер. Выполняется по-разному: в одних случаях вокруг фигуры орнамента вырезают канавки и фон либо не углубляется совсем, либо углубляется слабо («подушечный» фон); в других случаях фон выбирают заметнее, т.е. снимают на какую-то глубину древесину (подобранный, или выбранный, фон).

При контурной резьбе изображение на заготовке воспроизводится углублёнными линиями-канавками, прорезанными по контуру рисунка (узора, орнамента) на глубину до 1 мм. Часто после выборки древесины и зачистки краёв канавки закрашивают, получая на гладкой поверхности заготовки цветной контур.

При накладной резьбе фигуру или её детали вырезают отдельно, а затем накладывают на гладкую поверхность заготовки и закрепляют. Это позволяет получать как плоские, так и рельефные изображения на гладком фоне без трудоёмкой его выборки. Кроме того, раздельное изготовление деталей обеспечивает возможность сравнительно просто заменять повреждённые детали новыми, не трогая хорошо сохранившиеся участки резьбы.

Объёмная (скульптурная) резьба намного сложнее всех иных видов резьбы. Приступать к резьбе скульптур или скульптурных композиций рекомендуется лишь после того, как будут освоены все приёмы выемчатой, контурной и рельефной резьбы. При этом резчик должен не только владеть мастерством резьбы по дереву, но и иметь талант художника, чтобы создавать объёмные фигуры, которые хорошо смотрелись бы со всех сторон.

Для достижения большей декоративности в одном изделии часто сочетают разные виды резьбы, например накладную со сквозной, плоскорельефную с контурной. Чтобы лучше выявить естественную окраску или текстуру древесины, резные изделия покрывают лаком, вощат, тонируют (морилками или прозрачными красителями). Иногда резные рисунки расписывают красками, обжигают. Для защиты от атмосферных воздействий резные деревянные изделия (особенно элементы наружного оформления домов — фронтоны, карнизы, наличники) окрашивают водостойкими красками или эмалями (см. 3. Отделка столярных изделий).

В резьбе по дереву используют древесину как мягких (липа, осина, тополь и др.), так и твёрдых (берёза, клён, бук и др.) пород (подробнее о свойствах древесины см. в статье 1.1. Строение и свойства древесины)Мягкая древесина лучше поддаётся резанию, но чтобы узор получился чистым, резать надо очень острыми инструментами. В результате на их точку и правку приходится затрачивать много времени, что сказывается на общем темпе работы. Твёрдую древесину резать тяжелее, зато резьба получается чище даже при работе инструментами не столь отточенными, как для работы с мягкой древесиной.

Древесина должна быть чистой, без дефектов (например, сучков, косослоя, свилеватости) или повреждений, возникающих при механической обработке заготовок. Не годится также древесина с трещинами, попорченная древесными вредителями или поражённая гниением. Дефекты, пр. изъяны не только затрудняют резание древесины, но и портят общий вид изделия, в местах дефектов древесина чаще ломается, трескается, скалывается.

Существенное значение для качества резьбы имеет срез древесины, получаемый при распиливании бревна на заготовки. Большинство резчиков предпочитают резать по прямослойной древесине радиальной распиловки, т.к. древесина радиального среза обрабатывается лучше, чем тангенциального или торцевого, и изделие со временем практически не коробится. Зато резьба на тангенциальном срезе получается красивее благодаря более выраженной текстуре древесины.

Влажность используемой в резьбе древесины должна быть в пределах 7…10%, т.к. пересушенная древесина плохо и тяжело режется, часто расщепляется и скалывается, а более влажная — легче режется, но, высыхая, коробится, трескается, особенно по толстым широким слоям.

В резьбе по дереву, помимо обычных столярных инструментов (пилы, лобзики, струги, свёрла и т.п.), применяют специальные инструменты: ножи-косячки, фигурные стамески, клюкарзы, уголки, церазики, особые рашпили, чеканы (рис. 1). Нож-косячок — един из основных режущих инструментов, используется практически в каждом виде резьбы, особенно при выполнении геометрических фигур и геометрического орнамента. Прямые стамески применяют главным образом для зачистки фона; стамеска с косым лезвием иногда заменяет нож-косячок. Клюкарзы используют для глубокой резьбы и зачистки фона. При помощи уголков прорезают жилки и линии в виде канавок шириной 5…15 мм. Церазики служат для прорезания жилок шириной 2…5 мм. Рашпили применяют для отделки поверхностей, которые невозможно или слишком сложно обрабатывать др. инструментами. Чеканы — стальные стержни с рельефным узором на торце для выдавливания на древесине небольших углублений с зеркальным изображением данного узора.

Рис. 1. Специальные инструменты, применяемые при резьбе по дереву: а — ножи-косячки (1 — носок, 2 — пятка); б — прямая и косая стамески; в — отлогая и крутая полукруглые стамески; г — клюкарза; д — уголок; е — церазик; ж — рашпили; з  чеканы.

В качестве разметочного инструмента для перевода рисунка с бумаги на заготовку или вычерчивания новых фигур применяют карандаши, чертилки, линейки, угольники (столярный и чертёжный), ярунок, малку, циркуль, транспортир. Карандаши берут мягкие и твёрдые простые (не химические!). Линеек лучше иметь две — длиной до 50 см и до 1 м. Чертёжных угольников также должно быть два — с углами 45 и 90° и с углами 30, 60 и 90°. Для снятия рисунка с оригинала и перевода на заготовку надо иметь кальку и копировальную бумагу. Если нет кальки, можно воспользоваться чистой бумагой, протерев её каким-либо маслом или керосином и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.